Фитодизайн интерьера, взявший сейчас широчайшее распространение, есть самый динамично развивающимся направлением современного дизайна. Формированию флористики в громадной степени содействуют техники создания и определённые правила цветочных композиций.
Мастерство икебаны
Считается, что флористика начинается в Японии. В Стране Восходящего Солнца умение составлять изысканные цветочные композиции считалось неотъемлемым элементом культуры, мастерству создания икебаны обучались не только девочки, но и мальчики.
Древняя японская легенда гласит, что когда-то в далеком прошлом, по окончании сильной грозы, которая стёрла с лица земли огромное количество цветущих деревьев, древние монахи обратились к всемогущему Будде с молитвой о том, дабы он помог возродить то, что было стёрто с лица земли стихией. К подножию статуи божества они возложили сломанные ветви цветущих деревьев.
И Будда внял их мольбам – сады скоро снова зацвели, принося радость и красоту. Эта легенда начала развитие мастерства икебаны – в буддистских храмах стали устанавливать изумительно прекрасные асимметричные композиции, символизирующие оживление цветов.
Именно это мастерство цветочной композиции стало называться икебана – оживление цветов, либо kado – путь цветов.
Западные государства привнесли собственную нотку в мастерство цветочной композиции, характеризующуюся обилием цветущих растений. Японская же икебана в собственную базу ставит строгие линии листьев и ветвей. Цветы в классической икебане играются второстепенную роль.
Ваза (подставка, контейнер, блюдо) кроме этого несет главную нагрузку всей композиции. Вся структура японской икебаны основывается на самая равновесной фигуре – треугольнике, три вершины которого символизируют почву, небо и человека.
Икебана – один из самый древних видов мастерства, его история насчитывает более 6 столетий. Само наименование этого искусства складывается из двух слов: “ике” – жизнь и “бана” – цветы, т.е. дословно икебана возможно перевести как “живые цветы”.
Начало мастерству цветочной композиции было положено буддийскими ритуалами, каковые вычисляли цветы знаками душ погибших людей. Статуса художественной формы, которая никак не была связана с религией, икебана достигла примерно к середине 15 века.
студентами и Первыми преподавателями традиционно являлись священники, но среди них начали появляться и влиятельные члены общества. Мало позднее, в то время, когда на базе классической школы цветочной композиции появилось много разных направлений, обучение мастерству икебаны стало дешёвым для любых уровней общества.
Влияние Буддизма
Мастерство икебаны зародилось в начале 6-го столетия, приникая к зарождению в Японии буддизма. В то время возложение цветов на алтарь божества являлось необходимой частью церемонии.
В Индии статую Будды осыпали лепестками цветов, а подношение цветущих ветвей производилось только иногда. Неспешно японская традиция украшения алтаря цветами претерпела кое-какие трансформации – цветущие растения стали помещать в особые вазы.
Подношение цветов божеству стало почетной обязанностью священников.
Происхождение Икенобо
Икенобо – самая старинная школа икебаны, которая была основана в 15-м веке священником-буддистом по имени Икенобо Сенкеи. Считается, что именно он создал течение “рикка” (постоянные цветы).
Данный стиль отражает красоту природы в понимании буддистов: ко мне входит семь отделений, каковые воображают водопады, равнины, остальные и холмы красоты природы, имеющие определенную форму. священнослужители и Аристократы развивали этот стиль, делая его все более утонченным, тогда как более простые люди предпочитали менее изысканный стиль, названный “shoka” либо “seika” . В нем употребляются только три главных понятия: почва, человек и небеса, основывается он не столько на философском осмыслении произведения, сколько на естественной красоте растений.
самая известная школа современности сформировалась в конце 19 века, в частности в тот момент, в то время, когда Охара Неголень отделилась от школы Икенобо. Для композиций школы Охара характерна “moribana” – другими словами плоская ваза, украшенная сложенными сверху цветами.
Стиль морибана довольно часто использует западные растения, это разъясняется влиянием западной культуры на Японию, происходящим в момент открытия данной школы. Художественные перемещения начала 20-го века стали базой развития композиций «jiyuka».
Но в то время икебана все еще оставалась мастерством элиты.
В первую очередь 30-х годов начал возрастать интерес к мастерству цветочной композиции. Раскрывались особые школы, завлекающие людей любых социальных слоев. Жены американцев, живших в Японии, помогли мастерству икебаны пересечь границы Японии, привлекли к нему внимание людей всей земли.
Показалось новое течение – авангардная икебана, которая сделала вероятным использование в цветочных композициях стали и пластика.
на данный момент в Японии известно около 3 000 школ икебаны, во всем мире их количество приблизилось к 1000. Икебаной сейчас занимаются около 15 млн молодых юношей и японских девушек.