Это был самый громадный храм в Малой Азии. Храм Аполлона в Дидимах был ответственным центром этого культа в Ионии, и в отличии от прославленного чуда света — храма Артемиды в Эфесе довольно хорошо сохранился.
Добраться до него возможно на публичном транспорте из города Кушадасы, действительно, прямой маршрутки до Дидимы нет, необходимо будет делать пересадку в городе Секе.
Храм Аполлона Филесия (Любящего, не смотря на то, что в приличных книгах направляться писать Дружелюбного) был основан на месте святилища некоего местного храбреца Бранха, что очень ни чем не был известен, помимо этого, что вступил в половую сообщение с всевышним Аполлоном, фактически исходя из этого Аполлон и взял в местных местах эпитет Любящего. И произошло так, что у Бранха (либо у Аполлона?) показалось большое потомство, которых стали звать Бранхидами.
Сии бранхиды стали жрецами всевышнего Аполлона и оставались таковыми, пока не проштрафились в 5 в. до н.э. на протяжении разрушения храма персами, согласно точки зрения благочестивых греков они (бранхиды) передали сокровища всевышнего персидскому царю и бежали вместе с персами, дабы избежать наказания за предательство и святотатство — так об этом писал Страбон. Бежали бранхиды аж до самой Бактрии (современный Таджикистан), где основали город и по всей видимости еще одно святилище Любящего всевышнего.
Но что-то пошло у них не так, поскольку в 4 в. до н.э. сих бранхидов настиг в Бактрии и извел всех под корень Александр Македонский, чтобы вторым не повадно было предавать греческую отчизну и помогать персидским оккупантам.
Храм Аполлона в Дидимах неспециализированный вид.
// maximus101.livejournal.com
В оправдание горемычных бранхидов возможно добавить, что все же их род относился к грекам скорее косвенно, как и сам культ всевышнего Аполлона, потому что этот любвеобильный всевышний именем Аппалиун упоминается еще в хеттских документах как основной всевышний Вилусы (Трои), т.е. как и совращенный им храбрец Бранх имеет местное малоазиатское происхождение.
Святилище Аполлона в Дидимах по археологическим данным было основано в восьмом веке до н.э., тогда это был мелкий храмик, скорее наполовину древесный. Но весьма скоро это святилище прославилось во всем тогдашнем мире, потому что как и во всяком уважающем себя храме Аполлона в нем существовал оракул, предвещающий будущее (самый узнаваемый подобный оракул был организован в Дельфах).
Египетский фараон Нехо (610-598 гг. до н.э.) испрашивал у оракула в Дидимах строить ли ему громадный канал между Красным морем и Нилом, на что местный прорицатель ответил ему — Царь! Ты строишь канал на пользу чужеземцам, на постройке канала погибло 120 тыс. человек, но канал, как и предвещал прорицатель, довели до ума не египтяне, а персы при Дарии I.
Успешные предсказания по всей видимости сделали Дидимейон весьма богатым храмом, фактически исходя из этого греки так жадно реагировали на передачу его достатков персам от жрецов бранхидов. Подобные храмы строились по всему древнему миру, любой греческий полис пробовал создать подобную грандиозную машину по выкачиванию средств из населения старого мира.
Храм в Дидимах контролировался греческим городом Милет, он был всего в 15 км от святилища Аполлона и был связан с ним священной дорогой. Мощенный каменными плитами участок которой в 150 метров, кстати, сохранился севернее храма, но я благополучно прошел мимо него.
Ближайшими соперниками храма Аполлона были два малоазийских святилища Артемиды — в Сардах и прославленный храм данной богини в Эфесе. Храм Артемиды существовал и в Дидимах, но какой-то особенной известностью не пользовался, потому что всех местных всевышних затмевал бранхидский Аполлон.
Это вправду грандиозное святилище, его начали строить в 4 в. до н.э. на месте ранних храмов, последний из которых был стёрт с лица земли персами. Протяженность храма 110 м, ширина 51 м, высота сохранившихся колонн (а они вправду сохранились на всю высоту) — 20 м.
Шестеренки колонн Дидимейона и китайский турист. // maximus101.livejournal.com
С востока храм имеет один монументальный вход. Перед ним находятся два занимательных объекта — это колодец, на фото внизу, он справа, закрытый круглой железной решеткой, и руины круглого алтаря слева, на данный момент, это невнятная груда маленьких камней, но когда-то это было ужасное место.
Павсаний обрисовал алтарь Дидимейона: имеется в Дидимах Милетской почвы алтарь, сооруженный Гераклом Фивским из крови жертвенных животных. Но и в позднейшие времена кровь, приносимых в жертву животных, не весьма прибавила к его величине, и не сделала ее чрезмерной
В этих скупых строках заключен ужасный суть, алтарь был сделан из запекшейся крови, это была зловонная яма диаметром 8 метров, наполненная кровью, прочими продуктами и жиром жертвоприношений. Любой входящий в храм должен был принести жертву, а таких людей были многие много тысяч, поскольку к храму стекались паломники не только из Малой Азии, но и со всего тогдашнего мира.
Мраморный лик Медузы горгоны с храмового архитрава, горизонтальных балок, лежащих поверх колонн. // maximus101.livejournal.com
Данный громадный эллинистический храм так и не был достроен до конца. Его строительство началось приблизительно в 330 г. до н.э. под управлением Пэония Эфесского (строителя храма Артемиды в Эфесе) и местного милетского архитектора Дафниса и длилось впредь до падения Римской империи.
Страбон на рубеже отечественной эры обрисовывал Дидимейон так, храм Аполлона был сожжен Ксерксом, подобно другим святилищам, за исключением Эфесского храма… Потом милетяне соорудили самый большой из всех храмов, что благодаря собственной величине остался без крыши: так как стенки, окружающая храм, вмещает пространство целой деревни; в и вне ее — превосходная роща (XIV, I, 5)
Храм не имел не только крыши, но и многих колонн, в особенности с западной задней стороны, в первую очередь колоннадами украсили главный вход, а все другое доделывали столетиями. // maximus101.livejournal.com
Колонны Дидимейона не уступают размерами подобным колоннам из Баальбека в Ливане — знака римской гигантомании, в том месте также где-то 19-20 метров высоты. Быть может, это самые громадные колонны древнего мира, для сравнения высота колонн известного Парфенона всего 10 метров.
Необходимо было изготовить 120 таких колонн, но строители успели сделать только 80. на данный момент на полную высоту сохранились только три. // maximus101.livejournal.com
Дабы попасть вовнутрь храма возможно воспользоваться двумя туннелями, каковые параллельно спускаются с верхней площадки. Туристов вовнутрь пропускают лишь через них, главный вход в святилище не был рекомендован для массовых шествий, это была скорее театральная сцена для мистерий жрецов Аполлона. // maximus101.livejournal.com
И вот мы попадаем в наос — внутреннее пространство святилища. Сходу необходимо подчернуть, что Дидимейон отличался от стандартных древних храмов в сущности его наос — это открытый двор, тут крыша по всей видимости кроме того не планировалась.
Это так называемый гипетральный храм, где крыша всецело либо частично отсутствовала. Адитон либо основное святилище со статуей всевышнего воображал собой маленький храмик, одиноко находившийся во внутреннем дворе, его основание сохранилось у дальней стенки.
Двор кроме того не был замощен, рядом со священным колодцем, что возможно видеть и по сей день, росло лавровое дерево — знак всевышнего Аполлона.
Сверху прекрасно видна вся структура Дидимейона: справа, круглый алтарь при входе, рядом с ним колодец для омовений, потом, главный вход в храм с массой колонн, позже ответственная помещение с двумя колоннами, где жрецы оглашали предсказания оракула, и внутрений двор с маленьким святилищем Аполлона, а перед ним священный колодец. // maximus101.livejournal.com
Занимательная изюминка храма Аполлона в том, что в основное святилище необходимо спускаться, а не подыматься, поскольку, в большинстве случаев, статую божества ставили на возвышении, демонстрируя ее значимость, тут же человек попадая в храм (в случае если его в том направлении еще пускали) сперва подымался по лестнице, а после этого спускался вниз в глубины храмового двора во владения всевышнего Аполлона.
Как проходила сама процедура пророчеств неизвестно, но помой-му этим действом занимались мужчины, а не Пифия, как в Дельфах.
Главный вход с внутренней стороны. // maximus101.livejournal.com
Статуя Аполлона Филесия основной объект поклонения в Дидимейоне была кроме этого очень примечательна, ее отлил из меди Канах Сикионский, это была фигура больших габаритов, рядом с которой плясал на задних лапах механический олень.
Об этом писал Плиний Старший:
Канах создал обнаженного Аполлона, что прозывается Фелесием, в Дидимайоне, из эгинского сплава меди, и вместе с ним он сделал оленя поднятым и стоящим на задних ступнях так, что под ногами тянется нить, а опирается олень на основание попеременно то передними, то задними кончиками задних ступней, поскольку зубцы в той и второй части сочленены так, что от поочередных отталкиваний он раскачивается.
Статую Аполлона из Дидим выкрали персы и переместили ее в Экбатаны (сейчас это город Хамадан в Иране), для чего она им пригодилась неясно, но в третьем веке ее вернул обратно Селевк I Никатор диадох Александра Македонского, он же начал восстановление Дидимейона по окончании персидских погромов. // maximus101.livejournal.com
Стенки храма на данный момент сохранились на высоту около 10 метров, когда-то они были вровень с колоннами, т.е. вдвое выше. // maximus101.livejournal.com
Справа и слева от главного входа во внутренний двор видны порталы туннелей, через каковые попадают вовнутрь храма. // maximus101.livejournal.com
От самого святилища Аполлона остались лишь фрагменты. // maximus101.livejournal.com
Ну и необходимый вырез в стенке, куда пропускали все провода от звездолетов инопланетян, для канализации он вероятнее не годится. // maximus101.livejournal.com