Где живет джаз: 15 главных точек на музыкальной карте мира

Не смотря на то, что сейчас джаз — мировое явление, на планете все же имеется особенные джазовые места. Это города, где стиль либо, лучше сообщить, все это явление появилось и сформировалось, места, где проходят наибольшие джазовые мероприятия, а кроме этого точки на карте, где прямо на данный момент происходят самые актуальные изменения джаза.

Вечные джазовые столицы

Новый Орлеан (США): как все начиналось

Чуть ли не самый неамериканский из всех американских городов неспроста именуют колыбелью джаза. По одним данным, джаз появился в местном злачном районе Сторивиль (Storyville), в то время, когда приблизительно в 1895 году среди борделей, наркопритонов и пабов чернокожий корнетист (корнет — это фактически современная труба, лишь выглядит чуть в противном случае, и у инструмента по-второму устроен механизм перекрытия отверстий в трубках) Бадди Болден (Buddy Bolden) собрал ансамбль, дабы играться актуальный тогда регтайм, но со всеми главными элементами джаза.

По вторым — в 1917-м, в то время, когда Ник Ла-Рокка (Nick LaRocca) и его Original Dixieland Jass Band (никаких опечаток в заглавии, увидим) выпустили первую в истории джазовую аудиозапись — Livery Stable Blues. Оба музыканта были уроженцами Нового Орлеана.

Но, на самом деле началось все, возможно, не с них, а с проходивших еще в начале XIX века каждое воскресенье на местной площади Конго (Congo Square) собраний сотен чернокожих рабов. В единственный сутки в семь дней, в то время, когда они освобождались от работ, рабы играли на несложных музыкальных инструментах мелодии и ритмы Африки, которую им уже ни при каких обстоятельствах не суждено было заметить.

А может, джаз начался с похоронных духовых оркестров, проходивших по улицам города, и ансамблей в дансинг-холлах. Так или иначе, все это произошло как раз тут — в жарком, потрепанном городе, расположенном в устье великой реки Миссисипи.

Нью-Йорк (США): место взросления

Появившись в Новом Орлеане, джаз скоро захватил всю Америку, и его новым средоточием стал Нью-Йорк. В 1920-е годы, каковые Ф.С. Фицджеральд первым назвал веком джаза (Jazz Age), джаз звучал тут не лишь в «приличных» местах типа Карнеги-холла, но и в достаточно страшных, полуподпольных спикизи-барах с нелегальной выпивкой.

Именно тогда показались легендарные The Back Room и The Cotton Club, где возможно было встретить и так же, как и прежде сегрегированных афроамериканцев, и смертельно страшных гангстеров, и титанов жанра — к примеру, Дюка Эллингтона, что со своим оркестром систематично игрался в The Cotton Club в течении минимум пяти лет (с 1927-го) и довольно часто заглядывал в клуб позднее.

С завершением плачущих двадцатых джаз в Нью-Йорке не кончился. Напротив, в 1935-моткрылся легендарный Village Vanguard, в 1949-м — еще более легендарный Birdland, святая святых джаза, где выступали, думается, все патриархи стиля.

Все эти места, а кроме этого много вторых открыты и сейчас — от громадных и широко известных, как Blue Note, до мелких типа Smalls, весьма похожих по воздуху на те хтонические, родом из 1920–1930-х. Разве что курить сейчас в них запрещено, а выпивать, напротив, возможно, и более чем законно.

Гавана (Куба): ветер с юга

Нет сомнений, что у джаза африканские корни, но уже в детские годы он испытал сильнейшее влияние из Латинской Америки, в частности с Кубы. Именно оттуда в Новый Орлеан и севернее пришли ритмы и испанские мелодии, каковые превосходно смешались с африканскими.

Так, хабанера четко слышна еще в протоджазовых пьесах второго десятилетия прошлого века, а в следующем десятилетии в джазе начинают применять барабаны конга, бонго и другие своеобразные инструменты.

Это неудивительно: между Новым Гаваной и Орлеаном уже в те времена два раза в сутки ходил паром, и между обитателями, по большей части бывшими рабами, существовало активное общение. К середине 1940-х афро-кубинский джаз выделился в отдельный жанр и купил собственных фаворитов, один из которых — Мачито.

По окончании Второй мировой войны на афро-кубинский джаз обратили внимание великие американские музыканты Диззи Гиллеспи и Чарли Паркер, а кубинские элементы пробрались в джаз Восточной части прибрежной полосы США и укрепились в том месте на много лет, причем в Нью-Йорке в середине XX века развитие стиля шло активнее, чем на Кубе. Но в случае если куда и ехать за афро-кубинским джазом сейчас, то очевидно не в Нью-Йорк, а в том направлении, на отчизну стиля.

В клубах и маленьких кафе, на улицах и на террасах потрепанной Гаваны возможно найти и талантливых любителей и профессиональных музыкантов — джаз звучит тут, как и век назад, как музыка простых людей.

Париж (Франция): бросок через океан

В Европу американский джаз перебрался в годы Первой мировой — с солдатами США. Новомодный стиль совместно со свингом и регтаймом очень сильно полюбился столицам Ветхого Света, но особенно прекрасно был принят в ярком и космополитичном Париже.

По окончании Великой войны во французскую столицу потянулись чернокожие музыканты из Америки — не в последнюю очередь вследствие того что расовые предрассудки в Париже фактически отсутствовали, в особенности по сравнению с Нью-Йорком. Джаз скоро захватил клубы города, а кроме этого сердца и умы парижан и — шире — европейцев.

К середине тридцатых тут показались местные суперзвезды — к примеру, создатель джипси-джаза Джанго скрипач и Рейнхард Стефан Граппелли.

Пол Маккартни, Джеф Бек, Томми Айомми и многие другие известные музыканты второй половины XX столетия признавали, что именно Рейнхард оказал на них глубокое влияние, а его музыка стала одним из звуковых знаков 1930-х.

В годы Второй мировой музыка в Париже не затихала — напротив, джаз был связью оккупированного Парижа с внешним миром, а по окончании 1945-го ни один гастрольный тур титанов стиля не проходил без даты в этом городе.

Неудивительно, что джаз звучит тут и сейчас — будь то вышеупомянутый золотой треугольник улицы Ломбар (Rue des Lombards), лужайки парков во время Paris Jazz Festival в июне — июле либо мелкие подвальные заведения, где планируют поиграть и послушать музыку за бокалом и бутербродом вина любители и профессионалы.

Кейптаун (ЮАР): зов крови

Куда же ехать за джазом, как не на прародину его создателей, в Африку! Самое подходящее место для этого сейчас — Кейптаун. Данный город — совсем как джаз: воображает собою сплав всевозможных культур: африканской, европейской, азиатской, — и музыка тут звучит соответствующая.

Притом город достаточно надёжен (в сравнении с другой Африкой) и в последние годы завлекает туристов не лишь музыкой, не смотря на то, что музыки, в особенности джаз и особенно в дни Cape Town International ниссан микра ниссан микро, тут хватает.

Днем отправляйтесь в Музей современного африканского мастерства Zeitz MOCAA(«африканский Тейт Модерн», как его именуют местные), погуляйте по многоцветному району Бо-Кап, съездите на океанский пляж либо заберитесь на Столовую гору, а вечером отправляйтесь в клубы — в пятницу и понедельник в Lounge 021 @ Swingers, где играются и африканский джаз, и наднациональный экспериментальный, во вторник — в Asoka, где хорошая кухня, а каждое воскресенье днем на веранде Kloof Street House дают бесплатный концерт. В остальные дни вас ожидают Thuthuka Jazz Cafe, Jackson Hallи десятки вторых мест, где самый всевозможный джаз замечательно сочетается с местными винами.

Копенгаген (Дания): особенное вывод

Скандинавский джаз — холодный, время от времени пронзительный, отстраненный. Его принято вычислять относительно новым течением, зародившимся в финише 1960-х и достигшим расцвета в следующем десятилетии, но в регион джаз в целом пришел рано: еще в 1923 году датчанин Вальдермер Айберг организовал первый джазовый оркестр, а годом позднее выпустил первую джазовую запись в Дании, а быть может, и во всей Скандинавии.

В последние четыре десятилетия в Швеции, Дании и особенно Норвегии музыканты выполняют храбрые опыты с звучанием и формой (да, фри-джаз весьма полюбился жёстким северным людям), смешением инструментов и стилей для звуков. К примеру, нередкий гость столичного фестиваля «Усадьба Jazz», пионер фьюча-джазаНильс-Петтер Мольвэр смело и виртуозно соединяет джазовую импровизацию и электронику, али саксофонист Ян Гарбарек, содействовавший встрече ренессансных хоралов и джаза.

Основное, не смотря на то, что и далеко не единственное джазовое место в столице датского королевства — легендарный клуб Jazzhus Montmartre, в котором выступали Майлз Дэвис, Диззи Гиллеспи, Оскар Питерсон и многие другие музыканты со всей земли. Основное оно еще и вследствие того что самое большое и известное мероприятие, связанное со джазом и скандинавским джазом в Скандинавии по большому счету, — Copenhagen Jazz Festival — с 1979 года проходит а также и в этих стенках.

Фестивальные столицы — «громадная тройка»

Шесть городов, каковые мы перечислили выше, — постоянные мировые столицы джаза, но, кроме них, имеется еще и временные, переходящие. Таковыми можно считать города, в которых раз в год проходят самые узнаваемые, ответственные и большие джазовые фестивали.

Монреаль (Канада): наибольший джазовый фестиваль в мире

Много концертов проходят в клубах, концертных залах и на открытых площадках в течение полутора недель, причем многие мероприятия бесплатны для публики. Для города это так серьёзное мероприятие, что многие кварталы в центральной его части оказываются на время фестиваля закрыты для автомобильного трафика и всецело даны любителям и музыкантам музыки.

В 2018 году фестиваль пройдет с 28 июня по 7 июля — еще имеется время приобрести билеты и спланировать поездку. Если не успеете, возможно отправиться в Монреаль в октябре, в то время, когда в городе проходит организованный джазовыми музыкантами в соответствии с их идеями и видением другой фестиваль L’Off Jazz.

Он, само собой разумеется, менее масштабный, но также очень занимателен.

Монтрё (Швейцария): наибольший в Европе и номер два в мире

Монтрё, маленький город на берегу Женевского озера в предгорье Альп, уже второе столетие завлекает музыкантов со всей земли. В различное время тут жили Петр Чайковский, Игорь Стравинский, Фредди Меркьюри (монумент ему возможно заметить на фото выше) и Дэвид Боуи.

Но в начале июля каждый год, с 1976 года, концентрация музыки в чистом горном воздухе увеличивается многократно: в городе раскрывается второй по размеру в мире по окончании монреальского Montreux Jazz Festival.

Не обращая внимания на «узкоспециализированное» наименование, сейчас фестиваль в Монтрё — больше чем джазовый: на него съезжаются музыканты, играющие в самых различных стилях — от классики до рэпа, — причем как специалисты, так и начинающие. Для последних кроме того организован конкурс.

Основная черта Montreux Jazz Festival — разнообразие: тут любой сможет отыскать себе мероприятие по душе: от бесплатных концертов в парке, на которых одни музыканты будут сменять вторых пара часов без перерыва, до закрытых мероприятий, проходящих на маленьком судне, отправляющемся в плавание по водам Женевского озера. В текущем году 52-й Джазовый фестиваль в Монтрё будет проходить практически в один момент с монреальским — с 29 июня по 14 июля.

Монтерей (США): один из ветшайших в мире

В текущем году вот уже в 61-й раз с 1958 года на открытом воздухе среди дубов в калифорнийском городе Монтерей пройдет Monterey Jazz Festival — один из ветшайших систематично проводящихся джазовых фестивалей в мире. какое количество легендарных музыкантов видели и легендарных концертов слышали эти дубы — думается, не было ни одного большого джазового имени во второй половине прошлого века, которое не значилось бы на афишах фестиваля в Монтерее.

В сравнении с двумя вторыми фестивалями в этом разделе монтерейский думается совсем маленьким — всего-то три дня (в текущем году 21–23 сентября), всего 8 га территории и лишь две главные площадки, да и музыкантов совсем не много. Но они самые различные — ветераны и совсем юные, коренные американские и приезжие из Африки и японии.

В текущем году среди другого выступит, на пример, оркестр американских армейских моряков из Нового Орлеана — 32nd Street Brass Band; они обещают создать на Западном побережье воздух Бурбон-стрит во время Марди Гра.

Тут также происходит что-то ответственное

Краков (Польша)

Главным джазовым местом за металлическим занавесом была, несомненно, Польша. Десятки гениальных музыкантов из данной государства были превосходно известны в СССР, а польский джаз стал независимым явлением с подходом и уникальным звучанием к исполнению и сочинению.

Дабы познакомиться с этим явлением поближе, отправьтесь во второй половине июля в Краков. Во-первых, в том месте будет проходить Jazz Summer Festival, а во-вторых, в это время года в том месте оптимальнее гулять и осматривать достопримечательности (город мало пострадал во Вторую мировую войну — в нем превосходно сохранилась древняя застройка).

А если не совпадете с фестивалем, то легко отыщете музыку по вкусу в Ветхом городе, в парках и на площадях.

Тель-Авив (Израиль)

Не смотря на то, что джаз пришел в Палестину еще во времена английского полномочия, по-настоящемусерьезным и заметным на всемирный арене явлением на Ближнем Востоке он стал в середине 1990-х не без участия прекрасно знаменитых сейчас музыкантов Авишаи Коэна, Омера Авитала и Ави Лебовича.

Израильский джаз увлекателен тем, что не смотря на то, что он и сделан по американским лекалам (много израильских джазменов получало образование США), но наряду с этим пропитан восточным запахом — необычные ритмы и тут, и необычные европейско-американскомууху гармонии, и диковатый напор. А все вследствие того что у израильского джаза в анамнезе клезмер, народная музыка Восточной Европы, Марокко и Йемена.

Летом в Тель-Авиве некомфортно из-за жары, исходя из этого Tel Aviv Jazz Festival проходит в декабре (а в феврале в Эйлате организуют еще и Red Sea Jazz Festival) — хороший метод познакомиться с со всеми оттенками местной экзотики.

Токио (Япония)

Самая громадная концентрация любителей джаза, по некоторым данным, отмечается вовсе не в США либо Норвегии, как возможно было бы поразмыслить, а в Японии. Причем пробрался джаз на острова совсем не вместе с солдатами США, как опять возможно было бы поразмыслить, а большое количество раньше — еще в 1920-е, в то время, когда в Осаке и Кобе открылись первые дансинг-холлы.

А так как японская культура весьма необычна, закрыта и с громадным недоверием относится к проникающим извне явлениям, то у местного джаза очень своеобразное японское либо, шире, азиатское звучание, и в пьесах то и дело слышны последствия народных песен либо буддистских молитв.

Неудивительно, что тут, кроме сотен вторых заведений, имеется собственный отделение нью-йоркского клуба Blue Note и пара больших фестивалей — к примеру, Tokyo Jazz Festival, что в текущем году пройдет с 31 августа по 2 сентября.

Стамбул (Турция)

Турции повезло с джазом: его стремительное распространение по всему миру было нужно именно на десятилетия европеизации страны в первой половине прошлого века. Новый стиль прижился, сросся с местными и в целом с исламскими музыкальными традициями и дал очень много необычных записей и исполнителей.

Сейчас джаз пользуется спросом в стране не меньше, чем в прошлом веке. Тому порукой как минимум два джазовых фестиваля в Стамбуле (Akbank Caz Festivali и Istanbul International Jazz Festival), а кроме этого еще дюжина в вторых городах, а также в Анкаре, Измире и кроме того курортной Аланье, и множество увлекательных заведений.

Москва (Российская Федерация)

Основное джазовое мероприятие в России в последние лет десять — фестиваль «Усадьба Jazz». Из-за чего как раз оно? Во-первых, по причине того, что это витрина того, что происходит в джазе на территории бывших советских республик, причем обращение не лишь об умелых музыкантах, но и о молодых и кроме того о детях (для них организована сцена «Усадьба Jazz Kids», конкурсы, мастер-прочие мероприятия и классы).

 Во-вторых, фестиваль весьма всевозможный: на открытых площадках находится место и джазовым музыкантам, и рокерам, и блюзменам, то имеется любой качественной музыке. В-третьих, в заключительные годы «Усадьба Jazz» — это не лишь привычное подмосковное Архангельское, но и площадки еще в пяти городах России.

В неспециализированном, дабы познакомиться с джазовой сценой самой большой (но не самой джазовой, давайте уж честно) страны в мире, лучше места не отыскать.

Материал предоставлен сайтом Vokrugsveta.ru

Околофутбола (фильм)


Читать еще…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: