А началось всё с амбиций. Каждая история любого королевства, мне думается, начинается как раз с амбициозного фаворита. В историю Таиланда основатель Аюттаи войдёт как король Утонг либо Рама Тибоди I. В хрониках он упоминается как король Утонг, что очевидно обозначает не его имя, а место, откуда он пришёл.
Утонгом именовался город, размешавшийся западнее Аюттаи. Дело в том, что в традиции тайцев считалось невежливым именовать короля по имени, исходя из этого довольно часто употреблялись эвфемизмы, обозначавшие титулы и регалии правителя.
Исходя из этого вернее было бы сказать не король Утонг, а король Утонга, так же, как, к примеру, король Франции. Но, это только моя предположение.
Когда-то живописец придумал сюжет и композицию и старательно вырезал релльеф в камне // oskanov.livejournal.com
О жизни первого короля Аюттаи до основания им столицы мало что известно. В то время тайцы не имели единого страны, существовало пара раздробленных княжеств, частично тайских, частично кхмерских и монских, каковые неизменно вели междоусобные войны.
Учёные считают, что прошлый король Утонга не имел сыновей от основной жены, а потому его почвы унаследовал его зять — принц не по крови, но по родству, что обошёл в очереди на престол родных сыновей короля от младших жён. Происхождение будущего короля Аюттаи утрачено в тумане времени, кое-какие учёные уверены в том, что он был кхмерских кровей либо монских, кто-то говорит о близости и китайских корнях ко двору Чиангмая, кто-то предполагает его родство с двором соседнего княжества Лаво.
Сейчас уже и не разобрать. Доподлинно известно второе. Птичка на вершине пранга с любопытством рассматривает новых гостей // oskanov.livejournal.com
Тесть, заслуженно прослывший великим полководцем, сумел завоевать изрядное количество почвы и создать сильную армию, которая перешла по наследству его зятю. Тот также показал себя гениальным полководцем.
Преумножив родовые почвы, принц, в какой-то момент, покинул Утонг и совместно со всем двором двинулся на восток, основав в том месте новую столицу. История не сохранила обстоятельств этого поступка, но самый очевидным мотивом видится эпидемия какой-нибудь смертельной болезни (вероятно оспы), которая погубила ветхую столицу — Утонг. Под крышей древней чеди тёмным пятном выделяется гнездо ласточек // oskanov.livejournal.com
Новый город решили выстроить на острове, грамотном слияниям трёх рек. Такое расположение снабжало стратегически удачную оборонную позицию с одной стороны и создавало предпосылки для развития морской торговли — с другой.
Помимо этого, окрестные почвы представляли собой заливные луга и были очень плодородны. Обезглавленные статуи медитируют перед руинами пранга // oskanov.livejournal.com
Сам город не был воздвигнут на безлюдном месте. На острове был пришедший в упадок порт, именовавшийся Айодхья Си Раам Тхеп Након, что возможно примерно перевести как Айодхья — Безобидный город Благословенного Рамы.
Вправду, в соответствии с преданию, храбрец индуистского эпоса Рамаяна — Рама — появился в индийском городе Айодхья. Тот факт, что тайский порт именовался этим именем, говорит о большом в то время влиянии индуизма в данном регионе.
Кроме того на данный момент влияние индуизма громадно. Везде видятся следы религиозного синкретизма, как, к примеру, эта статуя Ганеши // oskanov.livejournal.com
В сети существует достаточно распространённое заблуждение, что якобы сначала город именовался Айодхья в честь родного города Рамы, а позже король Наресуан Великий, по окончании собственной победы над бирманцами, переименовал его в Аюттая, что свидетельствует непобедимый город. На самом же деле наименование Айодхья сначала происходит от санскритского корня йодх — вести войну и переводится как непобедимый.
Так что процесс превращения Айодхья — Аюттая чисто фонетический, нежели смысловой. Но мотивы буддизма, само собой разумеется, преобладают // oskanov.livejournal.com
Основанием города считается 1350 год н.э. и вместе с этим событием заканчивается период национальной раздробленности тайцев и появляется государство, которое в течении последующих четырёх столетий определяло судьбы народов Индокитайского полуострова. Забегая вперёд, сообщу, что Фортуна в этом случае иронично улыбнулась и во второй половине 60-ых годов восемнадцатого века бирманские армии стёрли в пух и прах Непобедимый город. Кроме того будучи в руинах Аюттая красива // oskanov.livejournal.com
А ещё через практически что два с половиной века маленькая группа, именующая себя Радостные Гуавки, бродила среди красивых развалин некогда великой столицы и издавала нестройные звуки, высказывавшие крайнее восторг. К сожалению, у нас не было времени изучить целый город полностью — на это пригодилось бы пара дней напряжённой ходьбы.
Исходя из этого было нужно ограничиться несколькими колоритными локациями. Хохлатая майна недоверчиво разглядывает инопланетян // oskanov.livejournal.com
Начать хотелось бы с Ват-Махатхат. Данный храм в течении всей истории был сердцем тайского царства. на данный момент он известен практически всем туристов собственной известной головой Будды, оплетённой корнями дерева.
Фактически у любого туриста, побывавшего в Аюттае, имеется подобное фото, ставшее чуть ли не визиткой этого места. Фактически — виновник торжества // oskanov.livejournal.com
Я не силён в тайском, а отечественный экскурсовод был не силён в русском, но из того, что я осознал, наименование этого комплекса возможно перевести как храм Великой Реликвии. Он был основан в четырнадцатом веке и есть фактически ровесником столицы.
С момента его основания и в течении четырёх столетий он был местом резиденции патриарха сангхи — буддийской общины тайского царства. Одна из хорошо сохранившихся статуй // oskanov.livejournal.com
Во второй половине 50-ых годов двадцатого века археологи нашли следы незаконных раскопок в главном пранге — центральной башне храма. К счастью, искатели сокровищ опоздали разрыть древний склеп, в котором учёные нашли реликварий — семь мелких ступ, положенных одна в другую, наподобие матрёшки.
В последней пребывали сокровище. Разумеется, считалось, что они имеют прямое отношение к Будде — потому что основной храм постоянно воздвигается над значимой реликвией. Я не смог отыскать правильного описания, что именно находилось в реликварии, формулировка реликвии Будды довольно-таки размыта, и оставляет только догадываться, что, вероятнее, это частичка его праха.
Храм данный один раз рушился в Средние века, но был восстановлен. На протяжении разрушения Аюттаи бирманцы подожгли Ват-Махатхат, и тот очень сильно пострадал при пожаре. По окончании того, как Аюттая была покинута, строение храма ветшало, пока в 1904 году не обвалилось.
Сейчас только груда ветхих кирпичей напоминает о прежней славе некогда величественного храма. Мне представлялось, как патриархи древности наставляли тут младших монахов, как совершались религиозные церемонии и ритуалы, как шлёпали по камням босые ноги послушников.
Когда-то жил тут и мастер, что высек статую Будды, не предполагая кроме того, что она будет обезглавлена, и корни дерева оплетут слетевшую с плеч каменную голову. И что из сотен различных государств, ещё пока не то что неизвестных, но кроме того не показавшихся на планете, будут приезжать миллионы людей, дабы сделать на память фото с головой его статуи.
Как я уже неоднократно говаривал — будущее иногда очень иронична. Искалеченное сердце Сиама — уничтоженный основной храм // oskanov.livejournal.com
Следующее место, о котором хочется поведать — Ват-Пра-Си-Санпет (в другом написании Ват-Пхра-Сри-Санпхет). Для Аюттаи это место было тем, чем на данный момент есть для тайцев Королевский дворец и примыкающий к нему храм Изумрудного Будды.
Сам дворец начал строить первый король Аюттаи — Рама Тибоди I. Позднее рядом возвели часовни для личных религиозных церемоний королевской семьи. Территория дворца росла, рос вместе с этим и храмовый комплекс.
Любой новый монарх в обязательном порядке пристраивал дополнительные культовые сооружения, так что уже в XVI веке храм достиг кульминации собственного архитектурного развития. Три сестры — три чеди. Под ними — прах трёх королей // oskanov.livejournal.com
Центром ансамбля являются, непременно, три чеди, выполненные в ланкийском стиле. К счастью они сохранились на протяжении бирманского нашествия. Предполагается, что именно тут игрались королевские свадьбы.
И возможно вообразить монархов, одетых в парадные одеяния, и их радостных невест, каковые выходили на церемонию, осознавая, что становятся королевами целой страны. Били барабаны, игрались флейты, и неистово заливалась Верка Сердючка со своим Прекрасно!
Всё будет прекрасно! Сложно представить, что всё это делалось без точных чертежей и компьютеров // oskanov.livejournal.com
Ещё одним примечательным местом есть храмовый комплекс Чайваттанарам (Ват-Чайваттанарам). От момента основания Аюттаи его отделяет приблизительно триста лет. Храм выстроен королём Прасат Тонгом на почвах, принадлежавших его матери.
Считается, что в одной из ступ храма захоронен её прах. Любопытно, что мать Прасат Тонга погибла, в то время, когда тот ещё не стал королём, а был вельможей в чине, соответствующем главу МинОбороны.
Но уже тогда наметились предпосылки узурпации власти. Не обращая внимания на существующий этикет, посмертная церемония кремации тела матери министра проводилась с почестями, каковые появились лишь королевским особам.
Юный король, правивший к тому времени всего два года, выразил сильнейшее негодование по поводу оскорбления древних обычаев. Опасаясь, что король отомстит за показанное непочтение, Прасат Тонг со приверженцами напал на дворец и перебил стражу.
Король бежал, но был пойман и казнён совместно со своей матерью. Так началось кровавое восхождение к прикоснусь будущего основателя новой семействе. Дочка первой рванула на осмотр // oskanov.livejournal.com
В случае если же отвлечься от истории и поболтать о храме, то необходимо отметить пара примечательных подробностей. Первое, что кидается в глаза — храм выполнен в кхмерском стиле.
Центром комплекса есть пранг высотой около тридцати пяти метров, что олицетворяет собой мифическую гору Меру. По углам основания расположены четыре ступы, символизирующие континенты мирового океана.
На одном из них, в соответствии с представлением тайцев того времени, обитают люди. Квадратный периметр храма образовывала крытая галерея и восемь капелл, выполненных в виде чеди (четыре по углам и четыре посередине сторон периметра) — всё совместно это обозначало Металлические Горы, ограждающие всемирный океан.
По периметру кроме этого расположились каменные статуи Будды, общим количеством — сто двадцать. Большая часть из них обезглавлены, имеется версия, что вовнутрь статуй довольно часто помещали сокровище, и захватчики искали, чем поживиться. На стене возможно заметить покалеченные статуи // oskanov.livejournal.com
Когда-то эти сейчас опустевшие руины были полны красок и жизни. Внутренний интерьер капелл украшали броские фрески, статуи были покрыты тёмным лаком и золотом. Стенки поражали глаз искусными рельефами, изображавшими сцены из судьбы Будды Шакьямуни.
Побродив ещё мало по территории храма, мы отправились дальше. Любопытно, что на втором берегу реки находится одна из резиденций королевской семьи. Всё легко, со вкусом, а основное — открыто. Никаких автоматчиков, заборов и охраны.
Совсем ясно, что королю нечего скрывать от своих подопечных. Королевская резиденция, как нам сообщил экскурсовод // oskanov.livejournal.com
В то время, когда мы уехали из Аюттаи, то через полчаса я понял, что забыл собственный портфель на лавочке, а вместе с ним и фотоаппарат со сменными объективами (было невыносимо тревожно — остаться без фотика в первоначальный же сутки поездки). Мы тут же повернули обратно, и экскурсовод всю дорогу молился Будде, дабы тот помог и портфель некуда не убежал.
До тех пор пока мы ехали, хороший Будда поотбивал руки всем окрестным ворам нечистые мысли у всех людей, пребывавших рядом с моим портфелем и, как вы имеете возможность додуматься (раз уж пост с фото показался), все мои вещи терпеливо дождались меня в том месте, где я их покинул. Мой спаситель! // oskanov.livejournal.com
Этим очерком я заканчиваю обрисовывать отечественный первый сутки нахождения в Таиланде. По окончании Аюттаи мы погрузились в автобус и двинулись на север.
в первых рядах нас ожидал Чианг-Май и большое количество всякого увлекательного, но об этом в второй раз. // oskanov.livejournal.com