29 Пещер аджанты и их предназначение

Буддистский пещерный монастырь Ajanta находится в штате Maharashtra (Махараштра), в центре Индии. Комплекс складывается из 29 пещер, в 13 из которых сохранились неповторимые росписи, покрывающие стенки, колонны и потолок.

Аджанта входит в перечень ЮНЕСКО, и есть серьёзной туристической достопримечательностью Индии.

Оглавление:

  • История пещерных храмов
  • 29 пещер Аджанта
  • Храмы Чайтья
  • Пещеры Вихара
  • Как добраться до пещер Аджанты
  • История пещерных храмов

    Монастырский комплекс создавался в течении семи столетий – со II в. до н. э. до V в. самоё интенсивное строительство велось в конце этого периода. Монахи жили в монастыре предположительно до XI–XIII вв.

    К этому времени индийский буддизм уступил собственные позиции в стране оживавшему индуизму и деятельно насаждавшемуся мусульманскими захватчиками исламу. Аджанта была закинутой и забытой.

    Второе открытие пещерного монастыря прошло в 1819 г. Охотившиеся в джунглях на тигров британские воины, раздвинув частые заросли, нашли вход в пещеру. Британцы вошли в него, зажгли факелы, и нежданно появились в громадном расписанном зале с колоннами и каменной буддистской ступой.

    После этого они нашли множество тропинок, ведущих в другие пещеры гора, имеющей форму подковы.

    За следующую четверть века Аджанту посетили пара туристических групп и учёных.

    Важное изучение пещерного комплекса предпринял в 1843 г. английский археолог Джеймс Фергюсон. Он детально обрисовал пещеры, указал на их необходимость спасения и научную ценность разрушающихся росписей.

    Не смотря на то, что заброшенность и труднодоступность Аджанты содействовали её сохранности, росписи исчезали под действием времени и климата.

    По окончании доклада Фергюсона Королевскому Азиатскому обществу, в монастырь в 1844 г. был командирован живописец Роберт Гилл. Перед ним поставили задачу шепетильно скопировать неповторимую наскальную живопись на полотно.

    Гилл весьма добросовестно подошёл к собственному делу, которому посвятил два десятилетия судьбы. На протяжении работы до часто болевшего живописца доходили беседы индусов о проклятии, довлеющем над пещерами, но он не придавал им значения.

    По окончании работы он продемонстрировал свои работы в Хрустальном дворце Лондона. Увы, плоды 20-летней усердной работы живописца сгорели в большом пожаре, произошедшим в 1866 г. на выставке.

    Тогда и было нужно ему отыскать в памяти легенду о мести всевышних потревожившим их людям. Гилл отыскал в себе силы снова приехать в Аджанту, и начать всё сперва.

    Скоро, но, он погиб от малоизвестной заболевания, и был похоронен неподалеку от пещер.

    Следующую попытку копирования наскальной живописи предпринял бомбейский искусствовед Джон Гриффитс с учениками. Как ни необычно, но на выставке в 1885 г. в Лондоне, где они представили выполненные ими 300 красивых полотен, случился пожар, и треть картин была стёрта с лица земли.

    Единственная успешная попытка вывезти фрагмент фресок без негативных последствий для себя удалась Джеймсу Эдвину Уильямсу в первой половине XIX в. на данный момент эта старая фреска V в. находится в Бостоне, в экспозиции Музея красивых искусств.

    Широкую публичную известность пещерный монастырь взял менее века назад – в 1928 г. Тогда многие газеты опубликовали серию фотоснимков, сделанных итальянскими учёными, изучившими старый монумент.

    29 пещер Аджанта

    Пещерный монастырь простирается более чем на полкилометра в ущелье реке Waghora (Вагхора). От параллельной берегу дороги проложены ответвления в каждую из 29 пещер.

    Их входы соединены выстроенной большое количество позднее террасой.

    Пещеры были пронумерованы Фергюсоном по направлению с востока на запад. Эта последовательность не сходится с хронологией строительства.

    Самые древние пещеры находятся в центре комплекса, а взявшие первые два номера были обустроены позднее вторых.

    Кое-какие пещеры (№ 9, 10 и 12) были созданы в более ранний хинаянский период развития буддизма. Сейчас выговор делался на свободном совершенствовании личности в монашеской общине. Исходя из этого в них нет статуй Будды.

    Махаянскому периоду характерен сложный религиозный культ. В пещерах, датированных этим временем, большое количество статуй и картин Будды, а потолки декорированы изображениями птиц и растительными орнаментами и животных.

    Данный приём древних художников разрешал им визуально немного поднять высоту.

    Сохранившуюся в 13 пещерах настенную и потолочную живопись возможно назвать красивой энциклопедией судьбы старой Индии. Потому, что Будда – не всевышний, а преподаватель человечества, живший среди людей, то в посвящённых ему сюжетах довольно часто изображаются картины повседневного быта.

    Большое количество эротических картинок, каковые в Индии ни при каких обстоятельствах не считались антагонистами религиозных сюжетов.

    До сих пор неясно, как древние мастера в полумраке смогли создать такую высокохудожественную роспись. По одной из предположений, они направляли вовнутрь пещеры отражённые полированным страницей металла солнечные лучи.

    Для их распространения вглубь могла быть применена белая ткань. Второй тайной Аджанты остаётся обнаруживаемая при реставрациях светящаяся краска древних мастеров, сохранявшая собственную яркость большое количество столетий.

    Она способна принимать свет, накапливать его, а после этого излучать в темноте.

    Храмы Чайтья

    Из 29 пещер 5 были отведены под молитвенные храмы (caitya, чайтья), а оставшиеся 24 (vihara, вихара) – под общежития монахов либо святилища Будды. Чайтья являются узкий зал с множеством колонн и высоким потолком по бокам.

    Солнечный свет поступает через единственное окно над входом.

    К чайтья относятся пещеры № 9, 10, 19, 24 и 26. Первые две из них – самые ветхие. Как раз пещеру № 10 первой нашли британцы.

    Она складывается из центрального зала, боковых восьмиугольных столбов и замыкающей пространство каменной ступы. В пещере 19 возможно заметить множество нарядных резных элементов фасада, подковообразное окно, множество изображений и тройную ступу Будды в различных позах.

    Особенность пещеры 26 – огромная статуя лежащего Будды. Стенки покрыты бессчётными высеченными эпизодами его жизни.

    Пещеры Вихара

    Большая часть пещер Аджанты – Вихара. Они, в большинстве случаев, имеют квадратный зал с плоским потолком и расположенными по бокам монашескими кельями.

    В них планировали, трапезничали и отдыхали монахи.

    Пещера 1 – самая громадная: её высота – 6 м, а ширина – 12. Она считается и самой прекрасной.

    В ней находится самоё известное произведение наскальной живописи Аджанты – изображение Bodhisattva Padmapani (Бодхисаттвы Падмапани). Потолок пещеры покрывает красивая роспись с страно правильной художественной возможностью.

    Пещера 2 не уступает № 1 красотой росписи потолка, а пещера 17 выделяется наилучшей сохранностью фресок. Их главные сюжеты – путешествия и обыдённая жизнь царственных особ.

    Как добраться до пещер Аджанты

    Большая часть туристов приезжает в Аджанту из центра штата Махараштра – города Aurangabad. В том направлении ходят поезда из Дели, Мумбаи, Джалгаона и Бхусавала.

    Имеется в Аурангабаде и аэропорт, в который прилетают самолёты местных авиалиний.

    Расстояние от Аурангабада до пещер Аджанты – приблизительно 100 км. В этом направлении трудится автобус Аурангабад – Джалгаон. На нём за 2 часа и 80 INR (индийских рупий) направляться доехать до посёлка Fardapur.

    Рядом с ним имеется Т-образный перекрёсток, от которого до пещер – 5 км. Их возможно преодолеть на довольно часто курсирующих автобусах, заплатив 5 INR.

    Монастырский комплекс открыт с 9 до 17:30. Входной билет для чужестранцев стоит 250 INR, ещё 25 INR необходимо заплатить за видеосъёмку.

    направляться учитывать, что по понедельникам пещерный монастырь закрыт.

    Пещеры Эллора. Индия


    Читать еще…

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: